[ Домодедово ]

Московский аэропорт Домодедово предлагает демонополизировать рынок наземного обслуживания на основе европейского опыта

9 ноября, г. Москва. Заместитель директора по коммерции Московского аэропорта Домодедово Алексей Раевский выступил на конференции «Наземное обслуживание в аэропортах – 2016», которая была организована АТО Events.

«Мы сознательно решили демонополизировать рынок наземного обслуживания в аэропорту. В качестве основы планируем использовать модель, которая была внедрена в крупнейших европейских воздушных гаванях. На наш взгляд, она ближе к российской практике. Один из ключевых элементов этой модели – установление равных условий доступа на рынок наземного обслуживания, а также порядка работы в аэропорту для всех игроков. От развития конкуренции на рынке наземного обслуживания выигрывает главный потребитель услуг – авиакомпания», — сказал Алексей Раевский.

Топ-менеджер рассказал, что демонополизация направлена на достижение следующих целей:

  • обеспечить открытый и конкурентный рынок наземного обслуживания в аэропорту;
  • обеспечить высокое качество предоставляемых услуг;
  • привлечь операторов наземного обслуживания к финансированию авиационной инфраструктуры.

Алексей Раевский рассказал о результатах опыта демонополизации в европейских аэропортах. По его словам, за 5 лет цены на наземное обслуживание снизились более чем на 12%, в сегменте перронного обслуживания число сторонних операторов выросло почти в два раза, в сегменте обработки багажа количество сторонних операторов увеличилось более чем на 50%.

«В результате выросла эффективность бизнеса. Участники специализируются на своей основной деятельности и отказываются от непрофильных видов бизнеса. К примеру, в аэропорту Хитроу от самообслуживания отказались Air Canada, British Airways, KLM», — сообщил заместитель Директора аэропорта по коммерции.

Основным документом, определяющим механизм либерализации рынка наземного обслуживания в Европе, является Директива 96/67/EC. В соответствии с Директивой определены следующие инструменты регулирования рынка:

  • разделение деятельности аэропорта, оператора и авиакомпании;
  • единые правила доступа и оперирования на рынке наземного обслуживания аэропорта;
  • контроль операторов со стороны государства (лицензия) и аэропорта (преквалификация);
  • определение эффективного количества операторов на рынке наземного обслуживания аэропорта;
  • определение централизованной инфраструктуры и услуг и предоставление к ним равного доступа.

«Аэропорты Франкфурта, Вены, Брюсселя, Мюнхена, Мадрида и другие крупные игроки европейского аэропортового рынка ввели понятие централизованной инфраструктуры и сбора за ее использование. К централизованной инфраструктуре отнесены объекты, которые в силу своей сложности, стоимости или экологического влияния не могут быть разделены или продублированы. Со своей стороны аэропорты наделены правом определять такие объекты и вводить требования об их обязательном использовании. Например, это телетрапы, источники электропитания, системы обработки багажа и другие объекты инфраструктуры аэропорта», — рассказал Алексей Раевский

Он отметил, что в настоящее время в России не существует аэропортов, полностью внедривших европейскую модель свободного доступа к рынку наземного обслуживания.

«Фактически, во всех аэропортах кроме Москвы и Санкт-Петербурга рынок находится в состоянии монополии», — подчеркнул топ-менеджер.

Алексей Раевский привел ряд шагов, которые Домодедово планирует осуществить для повышения конкурентности на рынке наземного обслуживания:

  • разделить виды бизнеса по принципу «оператор» и «авиакомпания»;
  • предоставлять инфраструктуру всем операторам на равных условиях;
  • взимать оплату за пользования инфраструктурой̆ аэропорта только с оператора наземного обслуживания. Если авиакомпания выполняет часть работ по наземному обслуживанию самостоятельно, то она выступает оператором;
  • способствовать сдерживанию роста авиационных тарифов, частично финансируя содержание и развитие инфраструктуры за счет неавиационной деятельности.

«Наша цель – обсудить вместе с отраслевым сообществом возможности использовать лучшие европейские практики, которые должны обеспечить реализацию положений о свободном и недискриминационном предоставлении услуг и инфраструктуры. Также мы готовы поделиться с коллегами первым опытом применения принципов демонополизации рынка наземного обслуживания из практики аэропорта Домодедово», — в заключение отметил Алексей Раевский.

Московский аэропорт Домодедово — одна из крупнейших воздушных гаваней России, в 2015 году аэропорт обслужил 30,5 млн человек. Является лучшим аэропортом России и СНГ по версии Skytrax. Домодедово выбран для полетов в Москву членами ведущих мировых авиационных альянсов – Star Alliance и oneworld.